НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УСКОРЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ


  Доктор философии в техн. науках, профессор В.В.Мелашич

Институт непрерывного специального образования Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры

г.Днепропетровск, Украина .   

Процесс реформирования современной высшей школы осуществляется непрерывно и постоянно, ибо запросы общества диктуют все возрастающие требования к образованию, а уровень образования во многом предопределяет направление общественного развития.

Такая тесная взаимосвязь процессов развития образования с тенденциями преобразования в общественной жизни позволяет утверждать, что образование в современном мире является ведущим фактором социального развития.

В центре социокультурной системы становится личность, готовая к самореализации, продуктивной деятельности на благо общества. Поэтому сутью модернизации всех ступеней образования является развитие индивидуальных творческих способностей, неповторимости и яркости каждой личности, которая оставляет свой отдельный след и делает определенный вклад в развитие общества. При этом значимость этого вклада определяется прежде всего уровнем подготовки личности на каждой ступени образования и тем, какого совершенства достигнула личность в условиях непрерывной подготовки и становления ее как специалиста.

Динамизм современной цивилизации, усиление личности в обществе и производстве, гуманизация и демократизация общественных отношений, интеллектуализация труда - эти и другие тенденции обусловили необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». В этих условиях возрастает запрос на качественное образование.

Исходя из принципов непрерывности и преемственности отечественного образования, его качество зависит, безусловно, от эффективности каждой ступени единой системы образования: общеобразовательная школа, довузовская подготовка, высшие учебные заведения I-IV уровней аккредитации, система повышения квалификации и переподготовки кадров. В связи с этим проблема поиска путей повышения качества образования в системе непрерывного образования приобретает важное значение.

В Институте непрерывного специального образования Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры (ИНСО ПГАСА) организована ускоренная профессиональная подготовка специалистов по системе «школа-техникум- ВУЗ».

По этой системе предусматривается целенаправленная профориентационная работа в школах города и области, входящих в учебно-научно-производственный комплекс ИНСО ПГАСА. Создаются профильные классы, ученики которых, как профессионально сориентированные, проходят углубленную подготовку по выбранному направлению дальнейшего профессионального роста и получают соответствующие рекомендации для продолжения обучения. Подготовка предусматривает изучение специальных дисциплин и курсов по направлению выбранной специальности. Для выпускников школ, которые выбрали технические специальности, предусматривается изучение черчения, деталей машин, основ конструирования и специальных программных продуктов «АutoCad» «Компас» и др. Для тех, кто мечтает стать архитектором, разработаны специальные программы по истории искусств, дизайну, основам строительного черчения, рисунку, композиции. Абитуриенты, которые поступают на специальности, входящие в англоязычный или франкоязычный проекты ПГАСА, где обучение проводится на соответствующих иностранных языках, проходят углубленную лингвистическую подготовку, чтобы в совершенстве владеть иностранным языком.

Кроме того, на факультете довузовской подготовки (ФДП), как структурном подразделении ИНСО ПГАСА, организованы различные формы подготовки для поступления в ВУЗы, включающие долгосрочные стационарные подготовительные курсы, подготовительное отделение, специальные профильные группы, подготовительные курсы с дистанционной формой обучения. Активно вовлекается в систему довузовской подготовки сельская молодежь и ученики школ удаленных районных центров.

Развитие системы довузовской подготовки на основе интеграции средней и высшей школы стало воплощением профилизации системы обучения и повышения качества подготовки выпускников школ. Именно на старшей ступени средней школы подросток стоит на пороге самостоятельного выбора  своего дальнейшего как образовательного, так и жизненного пути. А сделать этот выбор ему чрезвычайно трудно, ибо разрыв в содержании образования, формах и методах обучения между школой и ВУЗом достигает критической величины. Этот разрыв, а также качество подготовки выпускников особенно четко проявится на этапе проведения Всеукраинского тестирования с целью отбора лучшей молодежи для продолжения обучения в ВУЗах.

Профессионально-сориентированные выпускники школ комплекса на льготных условиях имеют возможность поступить в ПГАСА или же в техникумы, которые входят в комплекс ИНСО, где смогут продолжить углубленную профильную подготовку по системе «техникум-ВУЗ».

Для повышения качества подготовки специалистов в условиях непрерывности образования по цепочке «техникум-ВУЗ» обязательным условием является разработка сквозных учебных планов, которые должны включать в себя учебный план подготовки специалиста в техникуме и учебный план подготовки специалиста в ВУЗе. В ходе разработки сквозных учебных планов возникает необходимость внесения изменений не только в перечень дисциплин, зачетов и экзаменов, но и в их содержание. В частности, по дисциплинам блока гуманитарных и социально-экономических наук содержание курсов может быть максимально приближено к программам соответствующих дисциплин ВУЗа, что позволит перезачитывать эти дисциплины в ходе непрерывной подготовки и получить экономию времени на ступени высшего образования. Особое внимание необходимо уделять содержанию планов по математическим и естественнонаучным дисциплинам, т.к. качественное образование именно по этим дисциплинам прежде всего способствует успешному усвоению выпускниками техникумов образовательных программ высшего образования по выбранным направлениям подготовки.

Возникает также необходимость в пересмотре содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин как техникума, так и ВУЗа. Техникум дает больше практических навыков, что позволит выпускникам более серьезно подойти к освоению фундаментальных дисциплин, а более глубокое усвоение фундаментальных дисциплин, изучение теоретических аспектов, компьютерных технологий должно быть перенесено на ступень высшего образования.

Сквозные учебные программы в цепочке «техникум-ВУЗ» позволяют равномерно распределить учебную нагрузку по ступеням образования, постепенно наращивать сложность и уровень излагаемого материала и обеспечить качество высшего образования в условиях сокращения сроков обучения.

Более высокий уровень подготовки специалистов в условиях непрерывности образования по системе «школа- техникум-ВУЗ» позволяет значительное внимание уделять овладению студентами новыми компьютерными технологиями, современными методами расчета и проектирования конструкций, изучению новых материалов, технологий и т.д. В этих условиях повышается качество подготовки специалиста, значительно возрастает конкурентоспособность и востребованность выпускника высшей школы.